Начать свой рассказ о том, какие акустические гитары каким стилям музыки
соответствуют, я бы хотел с оговорки. На сегодняшний день в стилях
музыки все так намешано, что можно увидеть самые неожиданные инструменты
в руках самых разных исполнителей. Например, в последние годы
большинство людей, называюших себя бардами (C.Никитин, О.Митяев да и
большинство членов Московского бард-клуба) для своей музыки используют
классические гитары с нейлоновыми струнами. А эти инструменты, как
известно, были спроектированы для классической музыки. Коллектив "Иваси"
пошел еще дальше и использует классические гитары, натягивая на них при
этом металлические струны. Это хотя и противоречит традициям, но не
мешает "Иваси" создавать прекрасную музыку.
Все эти примеры
являются как бы прелюдией к следующему заявлению: эта статья не является
руководством или пособием на тему "Какие гитары для какой музыки
созданы", а просто представляет собой общее обозрение того, как
развивалась и менялась акустическая гитара с появлением новых
музыкальных стилей. Так же эта статья может пролить некоторый свет на
то, почему в определенных стилях музыки принято использывать
определенные виды акустических гитар.
Итак, на
сегодняшний день на рынке гитар можно найти десятки подвидов
акустических и полуакустических гитар, но условно они делятся на три
группы:
- Flat top - обычная фолк-гитара с металлическими струнами.
- Classical - классическая гитара с нейлоновыми струнами.
- Arch top - джазовая гитара; по форме она напоминает увеличенную скрипку с прорезами по краям деки.
А теперь
углубимся в историю. Первое упоминание о гитаре относится к глубокой
древности. Изображения музыкального инструмента (наблы), внешним видом
напоминающего гитару, встречаются на египетских плитах тысячелетней
давности.
Согласно иероглифам набла-символ добра. Согласно изображениям на
архитектурных памятниках Ассирии и Вавилона гитара была распространена и
в Азии. В XIII в. арабы завезли ее в Испанию, где она вскоре получила
полное признание.
Еще 120 - 130 лет назад в Европе и Америке был популярен всего
один вид гитар. В разных странах использовали разные системы настройки, а
кое-где даже меняли количество струн (В России, например, струн было
семь, а не шесть). Но по форме все гитары были весьма похожи -
относительно симметричные верхняя и нижняя части деки, которая сходится с
грифом на 12-ом ладу. Небольшие размеры, прорезная ладошка, широкий
гриф, веерообразное крепление пружин и т.д. - все это характеризовало
данный вид гитар.
Фактически
вышеописанный инструмент по форме и содержанию напоминает сегодняшнюю
классическую гитару. А форма сегодняшней классической гитары принадлежит
испанскому мастеру Торресу, который как раз и жил около 120 лет назад.
В конце прошлого
века гитара стала резко набирать популярность. Если до этого на гитарах
играли только в частных домах и салонах, то к концу прошлого столетия
гитара стала выходить на сцены. Появилась потребность в усилении звука.
Вот тогда и появилось более четкое разделение между классикой и тем, что
теперь чаще всего называют фолк-гитарой или вестерном. Технология стала
позволять изготавливать металлические струны, которые громче звенели.
Кроме того, сама коробка увеличивалась в размерах, что позволила звуку
быть глубже и громче. Оставалась одна серьезная проблема - сильное
натяжение металлических струн фактически убивало верхюю часть коробки, а
утолщение стенок коробки в конце концов убивало вибрацию, а вместе с
ней и звук. И вот тогда господин Мартин, отец современной фолк-гитары, и
придумал свое знаменитое х-образное крепление пружин. Пружины
приклеивались накрест, тем самым увеличивая прочность верхней стенки, но
позволяя ей вибрировать.
Таким образом
произошло четкое разделение - классическая гитара, которая почти не
изменилась с тех пор (только струны стали делать из синтетики, а не из
жил, как раньше), и фолк-вестерн-гитара, которая имела несколько форм,
но почти всегда шла с х-образным креплением пружин, металлическими
струнами, увеличенной коробкой и так далее.
Господим Мартин
называл свои модели "0", "00" и "000" - по размерам. "00" размер почти
совпадал с современной классической гитарой , а "000" - это был в то
время самый большой размер коробки. Такие гитары были придуманы для
того, что бы их было слышно в оркестре среди громких банжо, мандалин и
контрабасов. Как вы понимаете, систем амплификации (усиления) звука
тогда еще не существовало.
Чуть позднее - в
20-х годах - появилась новая форма - "OM" - оркестровая модель. Она была
похожа на "000", однако длина струн увеличилась, что сделало ее еще
громче, а через некоторое время появился знаменитый dreadnought,
считающийся сегодня стандартом в гитаростроении.
Одновременно с
этим развивался еще один вид гитар - arch tops. Что же это такое? В то
время, как такие компании, как Мартин, решали проблему усиления звука за
счет крепления пружин, такие компании, как Гибсон, пошли другим путем -
они создавали гитары, по форме и конструкции напоминающие скрипки.
Такие инструменты характеризовались выгнутой передней стенкой деки,
порожком, который был как у котрабаса, и струнодержателем. Как правило,
эти инструменты имели скрипичные вырезы по краям деки вместо
традиционной круглой дырки по центру.
В чем же было их
основное отличие от тех же dreadnought'ов? В то время, как dreadnought
прекрасно звучал в оркестре типа "кантри", где ему доставалась
ритм-партия, arch top хорошо звучал отдельными нотами, то есть не
ритмическими, а именно сольными партиями. Эти гитары отличались звуком,
который был не теплым и глубоким, а сбалансированным и резким. У такой
гитары было хорошо слышно каждую ноту, и джазмены быстро поняли, какая
"темная лошадка" появилась в их поле зрения. Именно джазу arch top'ы и
обязаны своей популярностью, за что их и прозвали джазовыми гитарами. А
dreadnought и похожие инструменты использовались больше для "кантри" и
популярно-эстрадной музыки.
В 30-е и 40-е
годы ситуация начала менятся - в основном, из-за появления качественных
микрофонов и звукоснимателей. Кроме того, на арену вышел и тут же
завоевал мир новый популярный стиль музыки - блюз. Как известно, блюз
развивался, в основном, благодаря стараниям бедных черных музыкантов.
Они играли его по-всякому пальцами, медиаторами и даже бутылками от пива
(горлышки от бутылок с пивом были прямыми праотцами современных
слайдов). У этих людей не было денег на дорогие иструменты, у них не
всегда была возможность купить себе новые струны, какие уж тут джазовые
гитары? И играли они на чем придется, в основном на более
распространенных инструментах - вестернах. В те годы, кроме дорогих
arch-top'ов, компания Gibson еще производила кучу ширпотребных
фолк-гитар. Ситуация на рынке была такова, что Gibson была чуть ли не
единственной компанией, производящей дешевые, но качественные
фолк-гитары. Логично, что большинство блюзменов за неимением денег на
что-то более совершенное и взяли в свои руки "гибсоны". Так до сих пор
они с ними и не расстаются.
Что же произошло с
джазовыми гитарами? А вот что: с появлениям зукоснимателей оказалось,
что сбалансированный и четкий звук этого вида инструментов как нельзя
лучше подходит к тогдашней системе усиления. Хоть джазовая гитара
абсолютно не похожа на современный Fender или Ibanez, но Лео Фендер
никогда не создал бы, наверное, свои Телекастеры и Стратокастеры, если
бы сначала не поэкспериментировал с джазовыми гитарами и
звукоснимателями. Кстати, в последствии электрический блюз тоже игрался и
играется на джазовых инструментах со звукоснимателями, просто толщина
коробки в них уменьшена. Яркий пример тому - B.B.King и его знаменитая
гитара "Люссиль", которую многие сегодня считают стандартом
электрогитары для блюза.
Итак, мы подошли к
50-ым годам, годам рождения рок-н-ролла и понятия рок-музыки, как
таковой. Пора остановиться и сделать "ревью". Отбросывая в сторону
электрогитары, которые с бешенной скоростью завоевывали рынок, мы видим
следующию картину. Классическая гитара осталась почти без изменений, но
получила синтетические струны и использовалась для классической музыки и
музыки "фламенко". Фолк-гитары (dreadnought, оркестровые модели и
другие) использовались для "кантри" и домаших или бардовских стилей, а
так же для акустического блюза. И, наконец, arch top использовались для
джаза.
Надо сказать, что
акустическая гитара 50-тых годов уже практически ничем не отличается от
современной. Технологии и материалы несколько изменились, но до сих пор
лучшими гитарами в акустике считаются именно инструменты, сделанные в
40-ых и 50-ых годах. Коллекционеры отваливают круглые суммы за эти
инструменты. Деньги, которые просят за Martin или Gibson определенных
годов производства того времени, с с лихвой хватило бы на покупку
отличной новой гитары и в добавок к ней нового... Мерседеса или БМВ.
Красота звука
понятие относительное, поэтому мы не будем спорить на тему "какие гитары
лучше", а пойдем дальше - в эру рок-н-ролла. Рок-н-ролл появился из
блюза, следовательно и гитары использовались блюзовые - а именно
вестерны. Но, в отличии от блюза, рок-н-ролл являлся более эстрадным
стилем. Он требует наличия ансамбля, ударной установки, бас-гитары, и
играть его принято на электроинструментах.
И вот к 60-ым
годам, как это не прискорбно, акустическая гитара начала покидать сцену.
Все реже и реже на сцене появлялись исполнители с акустическими
гитарами - звукосниматели и эффекты завоевали мир. Акустическая гитара
60-ых и 70-ых годов превратилась в основном в инструмент для написания
песен, исполнения домашних концертов и песен у костра. А джазовые гитары
и вовсе с
...
Читать дальше »